1. Главная
  2. >
  3. Информация

Памятка судоводителю:

Памятка судоводителю маломерного судна. Обучение на курсах ГИМС и права судоводителя

1. В соответствии с действующим законодательством РФ для управления маломерным судном, независимо от мощности двигателя, судоводителю необходимо иметь удостоверение на право управления маломерным судном (в просторечии - права ГИМС).
2. Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления маломерными судами, эксплуатируемыми во внутренних водах и в морских районах, валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главными двигателями мощностью менее 75 л.с. или с подвесными моторами независимо от мощности, пассажиров вместимостью не более 12 человек, морскими прогулочными судами пассажиров вместимостью не более 12 человек, независимо от водоизмещения и мощности главных двигателей, а также водными мотоциклами (гидроциклами).
3. Водоемы РФ, на которых эксплуатируются маломерные суда, подразделяются на:
          • внутренние несудоходные (ВП) – реки, озера, водохранилища, где нет судоходства;
          • внутренние судоходные пути (ВВП) – судоходные реки, озера и водохранилища, например, р. Волга и т.д.;
4. Судоводитель, прошедший обучение и сдавший экзамен по программе, предусмотренной для управления маломерным судном на внутренних несудоходных водоемах (ВП) получает право управления маломерным судном только на внутренних несудоходных водоемах.
4.1. Судоводитель, прошедший обучение и сдавший экзамен по программе, предусмотренной для управления маломерным судном на судоходных внутренних водных путях (ВВП) получает право управления маломерным судном на судоходных и несудоходных внутренних водоемах.
4.2. Судоводитель, прошедший обучение и сдавший экзамен по программе, предусмотренной для управления маломерным судном в морском районе и на судоходных внутренних водоемах ( ВВП) получает право управления маломерным судном в морском районе, на судоходных и несудоходных внутренних водоемах.
5. К сдаче экзаменов ГИМС на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, разрабатываемой Управлением ГИМС МЧС России.
6. Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются следующие документы:
          • заявление на бланке личной карточки судоводителя;
       • копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов;
          • медицинская справка о годности к управлению маломерным судном;
          • две фотографии размером 3x4 см;
          • документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов).
7. Оценка знаний производится по зачетной системе. Экзамен считается не сданным, если экзаменующийся не смог дать правильный ответ более чем на два вопроса по билету.
7.1. Лица, получившие "не зачет", допускаются к переэкзаменовке, как правило, не ранее, чем через 7 дней без оплаты.
7.2. Лица, получившие "не зачет" по двум и более дисциплинам при переэкзаменовке в дальнейшем сдают экзамены на общих условиях с оплатой в соответствии с прейскурантом.
7.3. Лица, не прибывшие по уважительной причине на экзамен с учебной группой, с разрешения начальника ГИМС сдают экзамен через 7 дней, либо с очередной учебной группой в день, назначенный для сдачи экзаменов без дополнительной оплаты.
7.4. Лица, не сдавшие теоретические экзамены в течение 12 месяцев после окончания курсов подготовки судоводителей, либо не сдавшие теоретические экзамены более 3 раз в течение 12 месяцев, проходят курс обучения повторно на общих основаниях.
8. Лица, предъявившие дипломы (свидетельства) на право занятия судоводительских должностей, а также дипломы яхтенных капитанов, удостоверения яхтенных рулевых, судоводительские национальные или международные документы проходят дополнительную переподготовку на курсах судоводителей маломерных судов по учебным программам, не предусмотренным их базовым судоводительским образованием. Выдача этим лицам удостоверения производится по результатам собеседования с ними на заседании экзаменационной комиссии и проверки навыков управления маломерным судном на учебном тренажере.
9. Допуск судоводителей к экзамену после самостоятельной подготовки (экстерна) производится в исключительных случаях.
10. Проверка навыков управления маломерным судном проводится государственным инспектором в объеме Типовой программы подготовки судоводителей на учебном тренажере по управлению маломерным скоростным судном.
10.1. Повторная проверка навыков управления маломерным судном проводится после оплаты в соответствии с прейскурантом.
11. Судоводителям, успешно сдавшим теоретические экзамены и проверку навыков управления маломерным судном, выдается удостоверение установленного образца.

Как проходит экзамен в ГИМС?

Правила аттестации судоводителей маломерных судов
Проверка теоретических знаний
Экзаменационные вопросы делятся на тематические блоки.

По типам маломерных судов:

моторное судно;
гидроцикл;
парусное судно;
парусно-моторное судно;
судно на воздушной подушке;
судно особой конструкции
По районам плавания:

внутренние воды;
внутренние водные пути РФ;
внутренние морские воды и территориальное море РФ
На каждый вопрос приводятся варианты ответов, один из которых правильный.

Повторная проверка теоретических знаний назначается не ранее чем через 7 календарных дней со дня проведения проверки теоретических знаний. Вы имеете право на повторное прохождение проверки теоретических знаний не более двух раз, после чего аттестация проводится заново.

При аттестации на право управления парусно-моторным маломерным судном экзаменационные вопросы формируются по тематическим блокам "моторное судно" и "парусное судно".

Как проходит экзамен
При проверке теоретических знаний:
по 2 тематическим блокам. Вы отвечаете на 25 вопросов за 40 минут. Допускается одна ошибка.
по 3 - 6 тематическим блокам. Вы отвечаете на 30 вопросов за 40 минут. Допускается две ошибки.
по всем тематическим блокам. Вы отвечаете на 35 вопросов за 45 минут. Допускается три ошибки.
Например, если вы хотите сдать на гидроцикл и моторную лодку, чтобы ходить по судоходным рекам, необходимо выучить вопросы из разделов "Гидроцикл", "Моторное судно" и "ВВП". На экзамене вам необходимо будет ответить на 30 вопросов, выбранных случайным образом из соответствующих тематических блоков, за 40 минут, допустив не более 2 ошибок.

Если у вас уже есть удостоверение и вы хотите открыть ТОЛЬКО:
Район (районы) плавания. Вы отвечаете на 10 вопросов за 15 минут.
Тип (типы) маломерного судна. Вы отвечаете на 15 вопросов за 20 минут.
Если вы допустите одну ошибку, вам предоставится возможность ответить на 3 дополнительных вопроса за 5 минут.

Экзамен считается зачтенным, если вы правильно ответите на все вопросы или, в случае допущения 1 ошибки, на все дополнительные вопросы.

Организация проверки практических навыков (Согласно Приказу МЧС России Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях)
1. Проведение проверки практических навыков осуществляется на маломерных судах заявленных типов.

При аттестации на право управления парусно-моторным маломерным судном практические навыки проверяются по блокам Тематики проверки на маломерное моторное судно и парусное судно.

При аттестации на право управления маломерным судном на воздушной подушке и маломерным судном особой конструкции практические навыки проверяются по блоку Тематики проверки на маломерное моторное судно.

2. Проведение проверки практических навыков по районам плавания прекращается и выставляется итоговая оценка "не зачтено", если заявитель:

а) нарушил правила маневрирования, в том числе при расхождении с другим судном;
б) не распознал и не истолковал навигационные знаки, нарушил имеющиеся ограничения скорости;
в) не выполнил маневр "человек за бортом";
г) не учитывал особенностей управления, связанных с типом движителей заявленного для аттестации типа судна, его скоростные и инерционные характеристики, а также дрейфа и течения, создающих угрозу навала при подходе к причалу и отходе от него;
д) совершал действия, создающие угрозу обрыва якорной цепи или якорного каната, либо не обеспечивающие удержания судна в районе намеченной стоянки, при постановке на якорь или съемке с якоря (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
е) выбрал курс, приводящий к столкновению, при определении опасных целей визуально, с использованием установленных на судне компаса, радиолокатора (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
ж) снятые компасные пеленги на ориентиры превышают 5 градусов (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
з) определил место судна с нанесением обсервации на карту с превышением одной мили (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
и) не рассчитал курс, несвоевременно выполнял его корректуры, повлекшие отклонение направления движения мимо назначенного района (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации);
к) не передал или не получил информацию, связанную с безопасностью мореплавания, с использованием имеющихся на судне радиостанций (при проверке практических навыков для плавания во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
3. Заявитель, показавший неудовлетворительный результат при проверке практических навыков, допускается к повторной проверке не ранее чем через 7 календарных дней со дня проведения проверки практических навыков.

Заявитель имеет право на повторное прохождение проверки практических навыков не более 2 раз, после чего аттестация проводится заново.

Тематика проверки практических навыков
1. При проверке практических навыков управления маломерным моторным судном (за исключением гидроцикла) проверяется умение производить:

начало движения;
отход от причала, подход к нему, выполнение швартовых операций;
изменение скоростного режима движения, включая остановку и набор скорости;
удержание судна на курсе, выбор оптимального курса относительно волны, изменение курса, включая повороты на обратный курс и на 360 градусов;
движение задним ходом;
расхождение со встречными судами и плавучими средствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
маневр "человек за бортом" с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
постановку на якорь и съемку с якоря;
подход к необорудованному берегу и отход от него.
2. При проверке практических навыков управления маломерным парусным судном проверяется умение производить:

отход от причала, подход к нему;
постановку основного и дополнительного парусного вооружения и уборку парусов;
удержание судна на различных курсах относительно ветра, смена галсов;
выбор оптимального курса относительно волны;
повороты "оверштаг" и "фордевинд";
расхождение со встречными судами и плавучими средствами, оценку опасного сближения с судном, находящимся на носовых курсовых углах и движущимся пересекающимся курсом;
распознавание и толкование навигационных знаков по заявленному району плавания, выполнение соответствующих маневров, движение по створам;
радиосвязь с помощью имеющихся на борту радиостанций;
маневр "человек за бортом" с имитацией упавшего за борт человека в виде манекена или буйка;
постановку на якорь и съемку с якоря.
3. При проверке практических навыков управления гидроциклом проверяется умение производить:

посадку на гидроцикл и отход на нем от причала;
дифферентовку гидроцикла;
прямолинейное движение на различных скоростях;
повороты и маневры на различных скоростях;
движение задним ходом;
подход к берегу и отход от него;
подход к причалу и швартовку гидроцикла.

"ИМПЕРИЯ-АВТО" - УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

У вас еще нет аккаунта? — зарегистрируйтесь!

Возникли проблемы? — напишите нам!